Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
03.02.2004
ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ИТОГАМ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В пятницу 30 января 2004 года в Архангельске состоялся экспертный круглый стол по итогам регистрации кандидатов на пост главы областной администрации. Организатором мероприятия стал Центр социологических исследований "Форис". ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ИТОГАМ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В пятницу 30 января 2004 года в Архангельске состоялся круглый стол - встреча экспертов по итогам регистрации кандидатов на пост главы областной администрации. Организатором мероприятия стал Центр Социологических и Маркетинговых исследований ФОРИС.

Эксперты обсуждали следующие вопросы:

- Каковы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для Архангельской области в связи с победой наиболее реальных претендентов на пост главы областной администрации?
- Каков предполагаемый сценарий выборов на пост главы областной администрации? Будет ли второй тур выборов?
- Каковы шансы претендентов на пост главы областной администрации? Каким будет исход выборов?

Предварительно участники круглого стола заполнили анкеты, в которых оценили возможности кандидатов по 11 критериям по десятибалльной шкале. Наиболее важными эксперты посчитали финансовые возможности кандидатов, силу стоящих за ними партийных, административных структур, поддержку региональной элиты, актуальность предлагаемой «повестки дня», программы и лозунгов кандидатов, яркость кандидатов, их нацеленность на победу, вовлеченность в электоральный процесс. По этим качествам обсуждались возможности основных претендентов на пост главы областной администрации.

В выступлениях участников круглого стола прослеживались два алгоритма рассуждений. Первый «финансовый» основную ставку делал на обеспечение кандидата финансовыми и административными ресурсами. Уже, исходя из этого, обеспечивается поддержка региональной элиты, формирование актуальной «повестки дня», формирование известности и электоральной поддержки.

Второй «личностный» исходит из предпосылки личной вовлеченности кандидата в процесс выборов. При наличии личной мотивации в победном исходе выборов кандидат может обеспечиваться необходимыми ресурсами: административными, финансовыми, творческими.

Гипотеза о третьем сценарии – предложении цельной программы развития региона мотивированным в победе кандидате, способном обеспечить стоящую за ним элиту, административные, бизнес и финансовые ресурсы заинтересованных структур, электоральную поддержку населения региона не была поддержана экспертами по итогам обсуждения.

По итогам обсуждения предпочтения экспертов выстроились следующим образом:

 

Средний балл по
5-бальной ранговой шкале

Поддержка региональной элиты

4,4

Яркость, «харизма» кандидата

3,6

Актуальность и привлекательность «повестки дня»,
предлагаемых в пропаганде (программах, лозунгах, заявлениях кандидатов и т.п.)

3,5

Сила стоящих за кандидатами партийных, финансовых, бизнес,
административных, силовых структур

3,3

Явные и, возможно, скрытые финансовые ресурсы

2,9


В числе других факторов экспертами указывались (по частоте упоминания):

* Творческий потенциал и активность штабов, команды
* Поддержка федеральной элиты, поддержка со стороны федеральных ФПГ, российских групп влияния
* Позитивный опыт руководства крупной экономикой
* Соответствие образа кандидата ожиданиям избирателей, народная популярность

По основным критериям эксперты выделили двух главных претендентов – А.Ефремова и В.Крупчака.

Действующий глава преобладает по уровню поддержки среди областной элиты (почти на три пункта), силе стоящих за кандидатов партийных, финансовых, бизнес, административных, силовых структур (на 1,5 пункта).

Финансовые и имиджевые возможности двух кандидатов эксперты оценили примерно одинаково.

Ближе всего к лидерам, по мнению экспертов, стоит Н.Киселев по уровню возможной финансовой поддержки (отрыв в 2-3 пункта).

При обработке результатов опроса обращает на себя внимание низкий уровень оценки выраженности такого качества кандидатов, как актуальность и привлекательность «повестки дня», программы и лозунгов кандидатов (у обоих кандидатов на 1,5-2 пункта ниже, чем другие).

По итогам комплексной оценки двух кандидатов предпочтительнее шансы А.Ефремова (8,1 балл) по сравнению с 6,8 у В.Крупчака.

Практически единодушно эксперты признали вероятность второго тура выборов. В отличие от выборов 2000 года действующий глава имеет на выборах 2004 года, как минимум, двух сильных соперников. Кроме А.Ефремова и В.Крупчака эксперты называли среди возможных участников второго тура (в порядке убывания) Н.Киселева, С.Эммануилова., М.Силантьева.

Больше всего сюрпризов в ходе избирательной кампании эксперты ожидают от Н.Киселева, В.Крупчака, С.Эммануилова.

Если бы исход выборов зависел только от экспертов, победителем первого тура выборов оказался бы А.Ефремов с 32%, на втором месте – В.Крупчак с 26%. Против всех, по мнению участников круглого стола проголосует от 6 до 20% избирателей, среднее число не менее – 14% (на уровне голосования «против всех» при выборе депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2003 года). Менее чем на 10% голосов пока могут рассчитывать Н.Киселев, Е.Гурьев, М.Силантьев.

Эксперты в ходе обсуждения указали на такие особенности выборов 2004 года, как большое число кандидатов, наличие «технических» соперников («кандидаты идут «гроздьями»).

ИТОГИ ВТОРОЙ ВОЛНЫ ЭКСПЕРТНОГО ОПРОСА В РАМКАХ КРУГЛОГО СТОЛА ПО ИТОГАМ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 30.01.2004

ТАБЛИЦА 1. КРИТЕРИИ

(оценка по 10-бальной шкале)

Аксюта

Гурьев

Донской

Ефремов

Кириков

Киселев

Крупчак

Ножнин

Силантьев

Тутов

Эммануилов

Ющенко

Поддержка региональной элиты

0,0

1,6

0,2

8,4

0,4

2,4

5,5

0,1

1,4

0,0

0,4

0,1

Яркость, «харизма» кандидата

0,1

2,6

1,3

8,1

0,7

2,9

8,1

0,4

3,1

0,5

1,0

0,2

Актуальность и привлекательность
«повестки дня», предлагаемых в
пропаганде (программах, лозунгах,
заявлениях кандидатов и т.п.)

0,0
2,3
0,2

6,9

0,0

2,3

6,2

0,0

2,3

0,1

0,2

0,0

Сила стоящих за кандидатами
партийных, финансовых,
бизнес, административных,
силовых структур

0,4

2,8

1,0

9,6

0,6

4,9

8,0

0,5

2,9

0,3

1,6

0,4

Явные и, возможно, скрытые
финансовые ресурсы

0,4

2,3

1,5

8,9

0,3

6,1

8,5

0,4

2,5

0,0

0,9

0,4

Стартовые позиции кандидатов
в области в целом

0,1

1,7

0,3

8,1

0,1

2,8

6,8

0,2

1,6

0,5

0,3

0,1

 

ТАБЛИЦА 2. ВОПРОС

Аксюта

Гурьев

Донской

Ефремов

Кириков

Киселев

Крупчак

Ножнин

Силантьев

Тутов

Эммануилов

Ющенко

Какой примерно процент голосов
избирателей получат на
предстоящих выборах
эти кандидаты?
(в процентах)

 
4
 
32
 
8

26

 
4

     

Какие из этих кандидатов,
с Вашей точки зрения, могут
выйти во второй тур?

(число указаний из 15 возможных)

     
15
 
4
14

 
1

 
1

 

Какие из этих кандидатов,
с Вашей точки зрения, могут
преподнести на выборах те
или иные «сюрпризы»?

(число указаний из 15 возможных)

 
2
3
2
 
13
11
1
3

2

7

0

Другие упомянутые варианты:

Творческий потенциал и активность штабов, команды
Поддержка федеральной элиты, поддержка со стороны федеральных ФПГ, российских групп влияния
Позитивный опыт руководства крупной экономикой
Соответствие образа кандидата ожиданиям избирателей, народная популярность

ТАБЛИЦА 3.

Средний балл (по 5-бальной ранговой шкале)

Поддержка региональной элиты

4,4

Яркость, «харизма» кандидата

3,6

Актуальность и привлекательность «повестки дня», предлагаем

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.