Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
24.03.2014
ЖИТЕЛИ ПОМОРЬЯ СТАВЯТ РАБОЧИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НА ПЕРВОЕ МЕСТО ПО ПРЕСТИЖНОСТИ

В ноябре-декабре 2013 года центр «ФОРИС» провел инициативный опрос, посвященный сразу нескольким темам. Постепенно на нашем сайте мы будем размещать результаты проведенного исследования.

Один из блоков анкеты касался  профессий. Мы предложили жителям Поморья назвать три самых престижных на их взгляд профессии.

 

 

Для начала обратимся к значению данного популярного термина.

 

ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ — Отражение в общественном сознании положения в системе общественных отношений той или иной профессиональной деятельности, социальной значимости и ценности различных профессий (Управление организацией: Энциклопедический словарь.- М., 2001).

 

Проще говоря, престиж профессии это ее общественная значимость. Однако современные социологи добавляют еще одну важную составляющую — заработная плата. Таким образом, наиболее престижными можно считать те профессии, которые не только приносят солидный доход, но и при этом высоко ценятся обществом.

 

Опрос россиян в 2009 году, проведенный ВЦИОМ, показал, что наши соотечественники на первые 5 мест по престижности поставили юристов (20%), врачей (12%), экономистов, финансистов (12%), банкиров (7%) и пятую строчку с показателем 6% занимают программисты, предприниматели и госслужащие[1]. Рабочие занимают 8 позицию с показателем 5%.

 

А вот что по этому поводу думают жители Поморья. Из Таблицы 1 видно, что на первое место респонденты ставят рабочие специальности. Такой результат оказался весьма неожиданным. Примечательно и то, что архангелогородцы в два раза реже давали этот вариант ответа, для них профессия экономиста оказалась более престижной.

 

Таблица 1

КАКИЕ ПРОФЕССИИ ВЫ СЧИТАЕТЕ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НАИБОЛЕЕ ПРЕСТИЖНЫМИ?

Архангельск

 

Северодвинск

 

Новодвинск

 

Всего

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Рабочие специальности (сантехник, механик, работник производства и под.)

53

10,5

83

23,3

35

23,0

171

16,9

Экономист, финансист

74

14,7

62

17,4

25

16,4

161

15,9

Юрист

52

10,3

64

18,0

29

19,1

145

14,3

Врач

57

11,3

58

16,3

18

11,8

133

13,2

Государственный служащий

53

10,5

58

16,3

18

11,8

129

12,8

Военнослужащий

27

5,4

59

16,6

10

6,6

96

9,5

Сотрудник банка

30

6,0

48

13,5

13

8,6

91

9,0

Руководитель, Директор

26

5,2

38

10,7

17

11,2

81

8,0

Сотрудник нефтегазовой отрасли

39

7,8

27

7,6

11

7,2

77

7,6

Полицейский

37

7,4

23

6,5

9

5,9

69

6,8

Строитель

33

6,6

17

4,8

18

11,8

68

6,7

Инженер

15

3,0

32

9,0

12

7,9

59

5,8

Предприниматель

24

4,8

19

5,3

14

9,2

57

5,6

Учитель

35

7,0

13

3,7

8

5,3

56

5,5

Сфера обслуживания

21

4,2

19

5,3

5

3,3

45

4,5

Программист

17

3,4

10

2,8

11

7,2

38

3,8

Политик, депутат

14

2,8

8

2,2

4

2,6

26

2,6

Дизайнер

7

1,4

2

0,6

2

1,3

11

1,1

Артист

6

1,2

1

0,3

1

0,7

8

0,8

Эколог

4

0,8

1

0,3

1

0,7

6

0,6

Журналист

3

0,6

2

0,6

0

0,0

5

0,5

Затрудняюсь ответить

79,0

15,7

50

14,0

26

17,1

155

15,3

Всего

706

140,4

694

194,9

287

188,8

1687

166,9

 

Стоит заметить, что подобные рейтинги составляют социологи и в зарубежных странах. Так, например, Немецкий Институт демоскопии в Алленсбахе выяснил, что в 2013 году для жителей Германии самыми престижными были следующие профессии: врач, медсестра, полицейский, учитель, рабочий.

 

В ходе опроса мы также предложили респондентам перечень профессий и спросили, насколько они доверяют представителям тех или иных специальностей. Таким образом, мы вычислили условный рейтинг доверия профессиям.

 

Аналогичный вопрос задал россиянам ВЦИОМ в феврале-марте 2013 года[2]. Эти данные отображены на Диаграмме 1.

 

Диаграмма 1



 

 

В целом мнения жителей Поморья совпадают с мнением россиян за небольшим исключением — северяне все-таки чуть больше доверяют учителям. На втором месте оказались учёные, замыкают тройку военнослужащие. Если обратится к Таблице 1, то можно увидеть, что профессия военного, по мнению опрошенных, является более престижной, чем, например, политика или предпринимателя.

 

Кроме этого, как показал опрос, респонденты чуть больше доверяют полицейским, чем россияне в целом, ставя их на шестое, а не на седьмое место в нашем рейтинге. Менее всего респонденты склонны доверять политикам, предпринимателям и работникам государственных органов.

 

Итак, опрос показал, что особых различий в представлениях о профессиях, у жителей Поморья в сравнении с россиянами, нет. Однако северяне значительно выше ценят рабочие специальности, ставя их на первое место по престижности. Так и приходят на ум строки Владимира Маяковского: «Нужные работники — столяры и плотники!»

 

 

 

Сроки проведения: Исследование проводилось с 9 ноября по 28 декабря 2013 года.

Метод исследования:
телефонный опрос методом CATI

География исследования:

· г. Архангельск — 500 человек

· г.Северодвинск — 350 человек

 · г. Новодвинск — 150 человек


Принцип отбора:
случайно-квотный
Характеристика выборки:

Выборка исследования репрезентативна по полу и возрасту взрослого населения (старше 18 лет). Всего было опрошено 1200 человек.

Татьяна Смак, специалист аналитического отдела.

__________________________________________________________________

 

[1] http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114530

[2] Исследование ВЦИОМ: Рейтинг престижных и доходных профессий среди россиян в 2009 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/state/2009/10/09/2196

 

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.