Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
24.04.2013
ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ АРХАНГЕЛОГОРОДЦЕВ ЗА ПОЛГОДА ДО ВЫБОРОВ В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ

 

8 сентября 2013 года архангелогородцам предстоит избрать депутатов в Архангельскую городскую Думу, причем выборы впервые будут проводиться по смешанной системе: 15 депутатов должно быть избрано, как и раньше, по одномандатным округам, еще 15 – по партийным спискам.

 

Центр Форис провел инициативный опрос жителей Архангельска с целью изучения их электоральных предпочтений.

 

 

Так, известность даты выборов депутатов гордумы на момент проведения опроса довольно низкая. Лишь треть горожан в той или иной степени информированы, остальные 67% заявили, что впервые слышат о самом факте выборов данного представительного органа власти и об их дате проведения [См. Диаграмма1]. Что вполне объяснимо, ведь до выборов более полугода и избирательная кампания еще не началась.

Диаграмма 1

Результаты опроса показали, что уровень декларируемой электоральной активности населения города составил 69%. Так, о твердом намерении прийти на избирательные участки завили 44% опрошенных, еще четверть респондентов заявляют о возможном участии в голосовании [См. Диаграмма 2]. Однако, стоит отметить, что на вопрос о намерении участвовать в выборах респонденты, как правило, стремятся дать социально-одобряемые ответы, тем самым завышая оценку своей электоральной активности.

Диаграмма 2

Уровень декларируемой электоральной активности выше среди женщин (71%), горожан старшего возраста (55 лет и старше — 81%), а также среди жителей центральных и окраинных округов Архангельска (73% и 74% соответственно).

Диаграмма 3

С принятием закона, упрощающего процедуру регистрации партий, увеличилось количество партий, присутствующих (хотя и чаще всего формально) в регионе. Если на момент опроса (январь-февраль 2013) было 20 партий, то в настоящее время их уже 32 и вероятнее всего по мере приближения к дате выборов количество зарегистрированных партий будет расти.

Центр Форис провел замеры рейтингов партий, которые были зарегистрированы на начало проведения исследования.

Респондентам были заданы вопросы об известности партий. Первый вопрос измерял «известность-припоминание», второй — «известность-узнавание» т.е. в первом случае респонденты называли партии без зачитывания списка, а во втором — опрошенным был зачитан перечень партий[2]. В этом смысле наибольшую значимость имеет показатель «известность-припоминание», поскольку он отражает насколько та или иная партия находится в активной части сознания электората [См. Диаграмма 4].

В целом практически максимальную общую известность (сумма «известности-припоминания» и «известности-узнавания») имеют 4 парламентских партии (свыше 95%). Несмотря на то, что лишь треть респондентов «вспомнила» партию «Яблоко», за счет показателя «узнаваемости» (63%) по уровню общей известности данная партия максимально приближена к парламентским.

Диаграмма 4


С одной стороны высокая известность партии добавляет шансов для получения бОльшего количества голосов избирателей, однако, как показывает практика, часть избирателей допускает возможность голосования за партии, которые не знают.

В этом отношении важны замеры рейтингов партий, отражающих текущие декларируемые электоральные предпочтения.

Так, «мягкий рейтинг», измеряющий то, за какие партии респондент допускает возможность проголосовать (множественный выбор), наиболее высок у партий, преодолевших 7%-ный барьер на выборах в Госдуму 2011г. 44% опрошенных допускают для себя возможность проголосовать за партию «Единая Россия», 35% — за «Справедливую Россию». Данные партии имеют наибольшую долю «поддержки» и согласно опросу это единственные партии, чьи «антирейтинги» меньше доли сторонников [См. Диаграмма 5].

Примерно одинаковые «мягкие рейтинги» у ЛДПР и коммунистов (27%-26%), однако «антирейтинги» данных партий одни из самых высоких.

Интересно, что в «мягком рейтинге» после парламенской четверки, идут партии, чья известность среди опрошенных ниже чем среди партий, которые ранее принимали участие в федеральных выборах («Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России», «Аграрная партия»). К примеру, среди респондентов, допускающих голосование за партию «Социальной защиты» лишь треть знает или что-то слышали о данной партии.

Вероятно, избиратели допускают для себя возможность проголосовать за данные партии исходя из звучного названия («Российская партия пенсионеров за справедливость», «Социальной защиты», «Партия за справедливость!»). Поэтому у данных партий есть некий карт-бланш, чтобы обратить «доверяющую аудиторию» в сторонников, а в последствии — в голоса на избирательных участках города в день выборов.

Диаграмма5


Если при ответе на вопрос, измеряющий «мягкий рейтинг» партий, респонденты имели возможность выбрать несколько таковых, то в «жестком рейтинге» опрошенные могли назвать только одну партию, которой они отдали бы свой голос.

Как показали результаты опроса, почти четверть опрошенных затруднились с выбором партии. В целом же в «жесткий рейтинг» вошли 14 из 20 партий. Наибольшую «поддержку» электората имеет «Единая Россия», причем доля ее сторонников в расчете от тех респондентов, которые заявили о своем намерении прийти на выборы[3], увеличивается. Т.е. среди электората партии доминируют «активные избиратели» [См. Диаграмма 7]. Как и среди сторонников КПРФ, которая занимает второе место в рейтинге, немного опережая ЛДПР и «Справедливую Россию». Последняя, согласно результатам исследования, имеет наибольший потенциал прироста электората (разница между «мягким» и «жестким рейтингом» партии) и может конкурировать с коммунистами за второе место если сможет мобилизовать свой электорат прийти на выборы. Также имеет шанс преодолеть 5 %-ный барьер партия «Яблоко».

Диаграмма 6

Диаграмма 7

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить следующее:

· Уровень декларируемой электоральной активности архангелогородцев составил 69%. Однако, на вопрос о намерении участвовать в выборах респонденты, как правило, стремятся дать социально-одобряемые ответы, кроме того, участники опроса высказывались о своих намерениях более чем за полгода до даты проведения выборов, когда сложно оценить где и чем они будут заняты в первое воскресенье сентября (сезон дач, огородов, лесов и отчасти незавершенных отпусков). Все перечисленные факторы свидетельствуют о том, что реальная явка избирателей будет значительно ниже декларируемой.

· Наибольший шанс получить депутатские кресла для своих представителей имеют 4 парламентские партии. Первое место вероятнее всего за партией «Единая Россия» (у неё практически предельная известность, за нее отдают «голоса» относительное большинство опрошенных).

· Основная конкуренция за второе место — между КПРФ и «Справедливой Россией», последняя сможет опередить коммунистов только если ей удастся мобилизовать свой электорат.

· Почетное третье место скорее всего займет ЛДПР. Также имеет шанс преодолеть 5 %-ный барьер партия «Яблоко».

В целом проведенное исследование и измеряемые рейтинги отражают текущие декларируемые электоральные намерения и предпочтения, служат для понимания существующих в обществе тенденций и являются основой для прогнозирования результатов выборов. Наиболее наглядны цифры в динамике, ведь рейтинги — это не постоянные величины, а с изменением социально-экономической ситуации, с активизацией информационно-агитационной работы партий и их представителей и прочих факторов, изменяются и предпочтения электората.

Кроме того, проведенное исследование измеряло одну сторону предстоящих выборов в местный представительный орган самоуправления — партийные предпочтения, в то время как не менее (а может и более) остро будет проходить борьба за электорат между кандидатами-одномандатниками, если раньше их было 30, то сейчас одномандатные округа укрупнились и избрать предстоит только 15 депутатов.

Опрос жителей был проведен call-центром Центра ФОРИС по плану собственных исследований 27 января- 17 февраля 2013г. Исследование проводилось методом телефонного опроса CATI. Опросом охвачено 500 жителей г.Архангельска (в возрасте от 18 лет и старше). Выборка репрезентативна по полу, возрасту и округу проживания населения г.Архангельска.

Кудрина Юлия, ведущий специалист аналитического отдела.



[3] Т.е. те, кто на вопрос «Собираетесь ли вы принять участие в предстоящих выборах депутатов Архангельской городской Думы?», ответили «точно, да» или «скорее, да».



[2] Примечание: если респондент назвал партию в вопросе на известность-припоминание, то при зачитывании списка она исключалась для него. Но ее зачитывали тем респондентам, кто не назвал данную партию в первом вопросе.


[1]В целях создания статистически значимых подвыборок, округа города были объединены по географическому местоположению с соседними округами.

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.