Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
12.04.2013
КАКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ГОРДУМЫ ЗАИНТЕРЕСУЮТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ АРХАНГЕЛЬСКА?

 

На отношение к кандидату могут влиять разные факторы, в том числе факты из его биографии, особенности поведения, деловые и личные качества и пр. Центр Форис попросил жителей Архангельска дать оценку некоторым характеристикам кандидатов в депутаты гордумы, тем самым мы попытались определить «факторы влияния» на электорат.

 

 

Вопрос формулировался следующим образом: «Сейчас я зачитаю несколько характеристик, а Вы оцените, повлияют ли они на Ваше отношение к кандидату в депутаты городской думы или нет, и если повлияют, то как?» [СМ. Диаграмма 1]

Согласно результатам опроса, практически каждый житель города видит депутатом местного представительного органа власти коренного жителя Архангельска, имеющего управленческий опыт либо крупным предприятием, либо в органах власти. Также каждый второй положительно реагирует на прошлый депутатский опыт кандидата и на опыт предпринимательской деятельности, а еще хорошо бы, чтобы это был лично знакомый человек, который может противостоять действующей власти.

Диаграмма 1

 

 

На основании вопросов об оценке характеристик потенциальных кандидатов мы попытались определить группы (кластеры) избирателей.

Для начала мы сократили количество утверждений при помощи факторного анализа. В результате образовались три группы факторов [См. Таблица1].

Таблица 1

 

 

Названия факторов

Измеряемые характеристики

1.«Группа поддержки»

Пользуется поддержкой мэра

Пользуется поддержкой губернатора

Пользуется поддержкой регионального отделения «Единой России»

Имеет опыт работы в Городской Думе

Имеет опыт работы в органах государственного и муниципального управления

2.«Традиционные качества кандидата»

Лично Вам знаком

Давно живёт в Архангельске, знает местные условия

Имеет опыт управления крупным предприятием

Постоянно участвует в выборах

Имеет опыт противостояния действующей власти

3.«Новый яркий кандидат-предприниматель»

Совершенно новый человек со стороны, не замешанный в местные интриги

Имеет опыт предпринимательской деятельности

Располагает значительными личными финансовыми средствами

Ведет активную, яркую избирательную кампанию

 

 

На основе выделившихся факторов был проведен кластерный анализ методом k-средних, в результате образованы 2 кластера респондентов значительно различающихся между собой [См.Диаграмма 2].

Так, архангелогородцы, относящиеся к первому кластеру (это 55% опрошенных), склонны более негативно воспринимать «традиционные качества» кандидата, а также поддержку кандидата теми или иными структурами. В то же время данные респонденты более позитивно относятся к идее появления нового яркого кандидата, имеющего предпринимательский опыт и собственный капитал.

Респонденты из второго кластера (45% опрошенных), напротив, негативно относятся к появлению нового кандидата-предпринимателя и склонны поддержать того кандидата, который будет отвечать традиционным качествам и заручится поддержкой различных структур.

Диаграмма 2

 

 

 

Если по социально-демографическим характеристикам данные кластеры различаются лишь незначительно, то по уровню электоральной активности и по политическим предпочтениям разница более значима [См. Таблица 2].

Так, в первом кластере больше тех, кто не намерен участвовать в предстоящих выборах (31% против 16% во втором кластере), а уровень декларируемой электоральной активности составляет лишь 62% (против 77% во втором кластере).

А ко второму кластеру относятся не только более активные избиратели, но и те, кто на выборах в Госдуму голосовал за партию «Единая Россия» (46%) и намерен поддержать данную партию на местных выборах (40%). В то время как среди избирателей из второго кластера меньше сторонников партии власти и больше сторонников оппозиции в целом, а также среди данных представителей больше тех, кто не может определиться какую партию поддержать на выборах в гордуму [См. Таблица 2].

Исходя из проведенного исследования, можно предположить следующее:

· Та часть электората, которая отдает предпочтение кандидату со «стандартным набором» качеств и опирающегося на административный ресурс, наиболее электорально активна и вполне вероятно, значительная часть из них проголосует за партию «Единой России» и её представителей.

· Другая группа избирателей ждет новых ярких участников предвыборной кампании. Появление таких персон сможет повысить электоральную активность избирателей, в противном случае — либо голоса большинства представителей группы «растекутся» по оппозиционным партиям, либо большая часть избирателей данной категории вообще не придут на избирательные участки.

 

Таблица 2

 

 

ВСПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЗА КАКУЮ ИЗ ПАРТИЙ ВЫ ГОЛОСОВАЛИ НА ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РОССИИ В ДЕКАБРЕ 2011 ГОДА?

% от групп

кластер № 1

Кластер № 2

Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

28

46

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)

11

13

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)

12

10

Партия «Справедливая Россия»

11

6

Партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»

1

 

Партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

0

 

Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

1

1

Другая

1

1

Испортил бюллетень

2

 

Не участвовал в выборах

23

16

Затрудняюсь ответить, не помню

9

6

Итого

100

100

СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПРЕДСТОЯЩИХ ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ?

% от групп

кластер № 1

Кластер № 2

Точно, да

40

50

Скорее, да

22

28

Скорее, нет

11

8

Точно, нет

20

7

Затрудняюсь ответить

7

7

Итого

100

100

ЕСЛИ БЫ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ СОСТОЯЛИСЬ ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ, ЗА КАКУЮ ПАРТИЮ ВЫ БЫ ОТДАЛИ СВОЙ ГОЛОС?

% от групп

кластер № 1

Кластер № 2

Партия «Единая Россия»

25

40

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)

10

13

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)

12

10

Партия «Справедливая Россия»

9

10

Партия «Правое дело»

1

 

Партия «Патриоты России»

1

0,4

Российская объединенная демократическая партия «Яблоко»

4

1

Партия «Альянс Зеленых — Народная партия»

1

0,4

Партия «Молодая Россия»

0,4

1

«Республиканская партия России — Партия народной свободы»

0,4

 

Партия «Социальной защиты»

1

 

Партия «Аграрная партия России»

1

1

«Партия за справедливость!»

0,4

 

Партия «Российская партия пенсионеров за справедливость».

2

1

Затрудняюсь ответить, не знаю

27

19

Испортил бы бюллетень

2

0,4

не буду участвовать в выборах

1

1

Итого

100

100

 

Опрос жителей был проведен call-центром Центра ФОРИС по плану собственных исследований 27 января- 17 февраля 2013г. Исследование проводилось методом телефонного опроса CATI. Опросом охвачено 500 жителей г.Архангельска (в возрасте от 18 лет и старше). Выборка репрезентативна по полу, возрасту и округу проживания населения г.Архангельска.

Кудрина Юлия, ведущий специалист аналитического отдела.

 

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.