Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
13.11.2012
У СЕВЕРЯН НЕТ УВЕРЕННОСТИ В ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

 

Центр Форис произвел замер индексов потребительских настроений жителей Архангельска, Северодвинска и Новодвинска.


Индекс потребительских настроений (ИПН) – опережающий экономический индикатор, который позволяет выяснить уровень уверенности потребителей в экономике на данный момент и определить предстоящие перспективы развития экономической ситуации. Это один из важнейших показателей, помогающий предугадать, насколько потребители желают тратить накопленные средства. Кроме того, составляющие индекса позволяют судить об уровне оптимизма населения, а соответственно и о социальном самочувствии общества.

В России замеры ИПН проводятся с середины 90-х годов.

Рассчитывается индекс на основе распределения ответов респондентов на пять вопросов, отражающих текущее и ожидаемое материальное положение и покупательские установки потребителей. Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание негативных оценок в обществе. Более подробно ознакомиться с методикой расчета индексов вы можете на нашем сайте.

Итак, согласно результатам исследования, проведенного в трёх крупных городах Архангельской области, совокупный показатель ИПН составил 97 пунктов, что свидетельствует о преобладании негативных оценок экономической ситуации [См. Диаграмму 1]. Причем, в Новодвинске индекс на 7 пунктов ниже среднего показателя, в то время как в Северодвинске он составил 100, т.е. баланс положительных и отрицательных оценок равен соотношению 1/1. В этом северодвинцы едины с россиянами в целом, так по данным «Левада-Центра» ИПН в августе составил именно 100 пунктов [См. Диаграмму 2].

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИПН состоит из двух частных индексов – индекс текущего состояния (ИТС) и индекс потребительских ожиданий (ИПО). И по данным составляющим в Архангельской области в сравнении с общероссийской тенденцией обнаруживаются принципиальные отличия. Если в целом в России доминирует принцип: «сейчас мы живем плохо, но скоро ситуация наладится» (ИТС меньше ИПО), то для городов Архангельской области летом была характерна позиция: «сейчас мы живём лучше, чем будем жить потом (в будущем)» (ИТС больше ИПО) [См. Диаграмму 2].

Диаграмма 2

 

 

 

Индекс текущего состояния строится на оценке нынешнего материального положения семьи и потребительской активности (готовности к крупным покупкам). Это единственный индекс, который по результатам проведенного исследования превысил 100 и составил в среднем 109 пунктов [См. Диаграмму 1], в основном за счет оценки нынешней ситуации как благоприятной для совершения крупных покупок (товаров длительного пользования, автомобилей и т.п.). Вновь ситуация внутри городов несколько отличается – если Архангельск отстает от Северодвинска по данному показателю только на 1 пункт, то Новодвинск – на 11 и не дотягивает до средней отметки в 100 баллов. Как показал анализ данных, уровень ИТС имеет прямую зависимость от дохода опрошенных, чем более обеспеченны респонденты, тем выше индекс и наоборот. Так, среди респондентов, чей доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, ИТС равен 86, а среди высокодоходных слоев населения (чей доход значительно превышает прожиточный минимум) данный показатель максимален – 126 [См. Таблицу 1].


Индекс потребительских ожиданий составил 90 пунктов, тем самым он находится в зоне преобладания негативных значений [См. Диаграмму 1], по большей части за счет неблагоприятных оценок ближайшей перспективы изменения не только личного материального положения, но и экономической ситуации в целом.

ИПО строится как среднее арифметическое трёх частных индексов, представленных на диаграмме [См. Диаграмму 3]. В целом для всех городов исследования характерна следующая тенденция в оценках будущего уровня жизни: «в ближайшем будущем мое материальное положение будет ухудшаться, у большинства населения ситуация будет еще хуже, но через пять лет обстановка в стране должна улучшиться». Отметим, что по сравнению со своими соседями более оптимистичные взгляды на будущее выражают жители Северодвинска.

 

Диаграмма 3

 

 

 

Индекс межрегионального сравнения (ИМС), отражающий общую оценку ситуации в своем регионе по сравнению с другими, согласно опросу, имеет самые низкие значения. В среднем для трёх городов исследования данный показатель зафиксирован на отметке 74 пункта [См. Диаграмму 1], что свидетельствуют о невысоком рейтинге Архангельской области в сравнении с другими регионами. Неслучайно в нашем регионе наблюдается устойчивый (динамика с каждым годом растёт) миграционный отток населения трудоспособного возраста в другие регионы России.

Отметим также, что по всем измеряемым индексам мужчины оптимистичнее женщин. Наиболее обеспеченные слои населения оптимистичнее, чем те, доход которых не превышает прожиточный минимум. А что касается возрастных характеристик, то чем старше респонденты, тем более пессимистичные взгляды на материальное положение они выражают, и наоборот, чем моложе – тем больше оптимизма в оценках ситуации [См. Таблицу 1].

 

Таблица 1

 

Индексы в зависимости от социально-демографических характеристик

ПОЛ

ВОЗРАСТ

ДОХОД НА ОДНОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-54 года

55 лет и старше

Ниже прожиточного минимума.

Примерно равен прожиточному минимуму.

Немного больше, чем прожиточный минимум.

Значительно больше, чем прожиточный минимум.

Индекс потребительских настроений (ИПН)

101

93

121

111

90

81

85

96

97

108

Индекс текущего состояния (ИТС)

112

104

129

120

103

92

86

103

110

126

Индекс потребительских ожиданий (ИПО)

94

86

115

106

82

73

85

92

88

96

Индекс межрегионального сравнения (ИМС)

78

71

90

82

68

68

64

74

73

84



 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить следующее:

 

  • На данный момент среди опрошенных зафиксирован низкий уровень уверенности в экономической ситуации, а также перспектив её развития. Для городов Архангельской области летом была характерна позиция: «сейчас мы живём лучше, чем будем жить потом (в будущем)».
  • Индекс текущего состояния – единственный показатель, зафиксированный в зоне положительных значений, в основном за счет позитивных потребительских установок в отношении крупных покупок в настоящее время. Данный индекс особенно высок среди наиболее обеспеченных семей и людей активного трудоспособного возраста (моложе 54 лет). А именно эти социально-демографические группы и обеспечивают основной спрос на потребительском рынке, и их настроения, прежде всего, влияют на уровень платежеспособного спроса. То есть можно свидетельствовать о привлекательности рынка товаров длительного пользования для данных потребителей.
  • Уровень оптимизма северян невысок, особенно касаемо ближайшего будущего (12 месяцев). Для опрошенных свойственен такой принцип оценки будущего уровня жизни: «в ближайшем будущем мое материальное положение будет ухудшаться, у большинства населения ситуация будет еще хуже, но через пять лет обстановка в стране улучшится».
  • Индекс межрегионального сравнения имеет самый низкий показатель среди измеряемых индексов, что свидетельствуют о некомфортной социально-экономической обстановке в Поморье и невысоком рейтинге Архангельской области в сравнении с другими регионами России.   Поэтому, скорее всего, отток северян в другие более благоприятные регионы будет продолжаться.

 

 

 

Опрос жителей был проведен call-центром Центра ФОРИС по плану собственных исследований 27 июня-31 августа 2012г. Исследование проводилось методом телефонного опроса CATI. Опросом охвачено 1032 респондента (в возрасте от 18 лет и старше). Из них:

  • г.Архангельск (507 интервью),
  • г.Северодвинск (358 интервью),
  • г.Новодвинск (167 интервью),

Выборка репрезентативна по полу и возрасту старшего населения городов исследования.


Кудрина Юлия, ведущий специалист аналитического отдела.

 

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.