Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
24.10.2012
ЖИТЕЛИ АРХАНГЕЛЬСКА, СЕВЕРОДВИНСКА И НОВОДВИНСКА НЕДОВОЛЬНЫ СОСТОЯНИЕМ ЖКХ, УВЕРЕНЫ, ЧТО РОСТ ТАРИФОВ НЕ УЛУЧШИТ КАЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И ДОПУСКАЮТ ДЛЯ СЕБЯ УЧАСТИЕ В АКЦИЯХ ПРОТЕСТА

 

Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из наиболее социально-значимых отраслей. Согласно данным ВЦИОМ, ситуация в сфере ЖКХ и жилищно-коммунальных услуг волнует большинство россиян.

 

В жилищно-коммунальной сфере Архангельской области выстраивается (и с годами усугубляется) целая череда проблем — это и высокая степень изношенности коммунальной инфраструктуры, и большой процент ветхого и аварийного жилья, высокие и постоянно растущие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкое качество услуг, бесконечные скандалы в сфере ЖКХ региона. Кроме того, год назад именно из-за многочисленных проблем в жилищно-коммунальной сфере президент Дмитрий Медведев подверг жесткой критике работу бывшего губернатора Архангельской области.

 

Летом 2012 года, в преддверии очередного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, Центр Форис провел инициативный опрос жителей Архангельска, Северодвинска и Новодвинска по вопросам ЖКХ.

В первую очередь мы попросили дать оценку состоянию жилищно-коммунальной сферы [См. Диаграмму 1].

Диаграмма 1 

 

 

Как выяснилось, больше половины опрошенных (55%) в целом неудовлетворительно оценивают состояние данной отрасли. 44% — напротив, удовлетворительно, в основном это молодежь, не состоящие в браке и бездетные респонденты.

Причем среди архангелогородцев доля недовольных выше, чем среди жителей Северодвинска и Новодвинска (61% против 48% и 50% соответственно) [См. Диаграмму 2].

Диаграмма 2

 

 

Что вполне объяснимо, ведь именно на столицу региона приходится основная доля аварийного и ветхого жилья, а выработавшее свой ресурс городское жилищно-коммунальное оборудование неизбежно влечет рост числа аварийных ситуаций.

 

Однако стоит отметить, что положение дел в региональном центре за последние 2 года несколько улучшилось. Так, в сравнении с исследованием, проведенным Центром Форис среди жителей г.Архангельска в мае 2010 года, количество недовольных состоянием жилищно-коммунальной сферы сократилось и увеличилось число тех архангелогородцев, которые оценивают данную сферу положительно [См. Диаграмму 3].

Диаграмма 3

 

 

Но учитывая, что опрос 2012 года проводился до того, как произошла авария на центральном водопроводе Архангельска (когда воду отключили в нескольких округах), до обрушения дома на улице Ленина в Северодвинске, а также до того, как жители поморья смогли в полной мере ощутить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ряды недовольных положением дел с момента проведения исследования могли пополниться.

Тем не менее, и те респонденты, которые дают негативную оценку состоянию ЖКХ, и те, кто оценивает данную сферу в целом положительно, уверены в необходимости коренных преобразований системы жилищно-коммунального хозяйства [См. Таблицу 1]. Причем в этом едины жители всех городов опроса (статистически значимых различий в ответах данных респондентов не обнаружено).

Таблица 1

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, НУЖНЫ ЛИ КОРЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ЖКХ?

%

Да

62

Скорее, да

28

Скорее, нет

4

Нет

3

затрудняюсь ответить

3

итого

100

 

 

Самая острая тема для населения –  тарифы ЖКХ. Традиционно рост тарифов приходился на начало года, в этом году Правительством РФ принято решение провести повышение в два этапа с 1 июля и 1 сентября.

Так, счета жителей Поморья выросли за водоснабжение и водоотведение, за тепловую энергию (за исключением Архангельска и Северодвинска).  Кроме того, введены новые правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (теперь жильцам придется оплачивать расходы на общедомовые нужды). Расценки на электрическую энергию и газоснабжение не изменились. Не смотря на то, что тарифы повысились на меньшую сумму чем в среднем по России, все же общие счета в платежках северян остаются одними из самых высоких. Ведь помимо коммунальных услуг, тарифы на которые регулирует государство, выросли расходы на жилищные услуги – содержание и текущий ремонт жилья. А с нового года в счетах появится дополнительная строка — отчисления на капремонт.

Центр Форис поинтересовался у северян, в чем на их взгляд причина роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Как показали результаты опроса, более половины респондентов винят высшие органы власти, а каждый пятый – монополию в жилищно-коммунальном секторе [См. Таблицу 2].

Таблица 2

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКОВА ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПОВЫШЕНИЯ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ЖКХ?

%

Непродуманная политика высших органов власти

55

Высокая степень монополизации жилищно-коммунального сектора

21

Объективные экономические причины: инфляция и т.д.

8

Результат реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства

4

Другое («жадность», «воровство», «коррупция», «совокупность всех факторов» и пр.)

6

Затрудняюсь ответить

7

итого

100

 

 

Обвинять власть больше склонны пожилые северяне и те, чей доход ниже прожиточного минимума. Монополизацию сектора ЖКХ как причину роста тарифов рассматривает по большей части  молодежь (18-34 года) и наиболее обеспеченные респонденты.

 

При этом абсолютное большинство (независимо от города проживания) считает, что тарифы растут, а качество оказываемых услуг не меняется (87%). Повышения уровня обслуживания ожидают лишь 12% респондентов [См. Диаграмму 4].

 

Диаграмма 4 

 

 

 

В этом жители Поморья едины с россиянами в целом. Так, по данным опроса Фонда «Общественное мнение»[1] 89% опрошенных жителей РФ уверены, что с ростом тарифов их качество не улучшится.

 

Согласно данным опросов, проведенных «Левада-центр», протестная активность россиян в целом идет на спад.

По результатам исследования, проведенного Центром Форис летом 2012 года, собственное участие в массовых выступлениях против роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги полагает возможным каждый второй опрошенный [См. Диаграмму 5].

Диаграмма 5

 

 

52% - это довольно высокий показатель декларируемой протестной активности, налицо определенное недовольство северян. Но недовольство – это еще не протест:

Во-первых, общественная реакция на рост тарифов скорее всего будет более спокойной из-за его относительной незначительности – тарифы для северян выросли не так резко, как например это было в начале 2010 года, когда скачок тарифов вызвал в Поморье массовые митинги протеста.

Во-вторых, доля радикально настроенных респондентов составляет лишь 16%.

В-третьих, одно недовольство тарифами вряд ли выведет северян на митинги. Так, в 2010 году одним из основных требований поморов (помимо снижения тарифов) была отставка бывшего губернатора Ильи Михальчука. Нынешний губернатор Архангельской области в настоящее время пользуется доверием северян, его рейтинг на порядок выше чем у предшественника год назад. 

Однако, протестная активность далеко не статичный показатель, его рост могут спровоцировать такие факторы и события, которые напрямую затрагивают социальную сферу, вызывают обострение чувства несправедливости.

 

Что касается различий в оценках возможности собственного участия в акциях протеста, то по результатам проведенного дисперсионного анализа, в наибольшей степени они определяются двумя факторами – уровнем дохода и возрастом опрашиваемых [См. Таблицу 3].

Таблица 3

Социально-демографические факторы

Значения F-критерия[2]

Доход

3,191

Возраст

2,389

Состав семьи (количество человек)

1,218

Пол

0,287

Наличие детей и их количество

0,208



[2] F-критерий не имеет размерности. Чем больше значение данного критерия, тем большее влияние на ответы респондентов оказывает исходный фактор.

 

  

Так, если говорить о социально-демографическом портрете «протестующих», то доля декларируемой протестной активности наиболее велика среди респондентов среднего возраста 35-54 лет (57%) и наименее обеспеченных граждан, чей доход ниже прожиточного минимума (59%). Наименьший процент «протестующих» – среди молодежи 18-34 лет (38%) и обеспеченных граждан, чей доход значительно выше прожиточного минимума (40%).

 

Следует заметить и разницу в ответах жителей трех крупных городов области – наиболее обеспокоены ситуацией с ростом тарифов новодвинцы (доля декларирующих свое участие в акциях протеста составляет 57%), нежели жители Архангельска и Северодвинска (50% и 51% соответственно) [См. Диаграмму 6].

Диаграмма 6

 

 

 

Среди жителей столицы Поморья доля радикально настроенных граждан меньше чем среди жителей соседних городов (13%) и больше тех, кто абсолютно не рассматривает возможность собственного участия в подобных мероприятиях (27%).

Скорее всего, это связано с общей усталостью архангелогородцев от акций протеста – именно в столице региона за последние несколько лет проходили: митинги медицинских работников и работников бюджетной сферы, акции против роста цен на бензин, против официальных результатов выборов Госдуму РФ, митинги с требованиями отставки губернатора и пр. А возможно это связано с тем, что большинство утратило веру в эффективность акций протеста как таковых, в то, что подобным способом можно изменить ситуацию.

 

Если сравнить ответы жителей г.Архангельска с результатами опроса, проведенного Центром Форис в мае 2010 года (после того как в столице региона прошли митинги с требованиями снижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги),  то можно отметить, что протестная активность архангелогородцев снизилась – несмотря на то что в целом ее уровень сократился незначительно (с 54% в 2010г. до 50% в 2012г.), все же доля радикально настроенных уменьшилась почти вдвое (с 25% до 13% соответственно) [См. Таблицу 4].

Таблица 4

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ДОПУСКАЕТЕ ЛИ ВЫ ДЛЯ СЕБЯ УЧАСТИЕ В АКЦИЯХ ПРОТЕСТА, ПОСВЯЩЕННЫХ РОСТУ ТАРИФОВ ЖКХ? (% от ответов жителей г.Архангельска)

2010 год

2012 год

Безусловно, допускаю, считаю возможным

25

13

Скорее допускаю, наверное, это возможно

29

37

Скорее, не допускаю, вряд ли

22

21

Совершенно не допускаю, это невозможно

23

27

Затрудняюсь ответить

1

2

 

Не смотря на рост тарифов, абсолютное большинство (89%) не планирует менять привычное потребление коммунальных услуг и продолжать оплачивать новые счета: 47% опрошенных собираются экономить на других статьях расходов, для 28% респондентов все останется на прежнем уровне, 11% будут искать дополнительный источник финансирования. Лишь 8% жителей Поморья планируют меньше пользоваться коммунальными услугами еще 3% настроены более радикально – отказаться оплачивать счета [См. Диаграмму 7].

 

 

Диаграмма 7

 

 

Что касается стратегий поведения различных социально-демографических групп, то при росте тарифов к экономичному поведению (по части экономии на других расходах и в пользовании коммунальными услугами) более склонны женщины (54% и 66% соответственно). Найти дополнительный источник финансирования стремятся по большей части мужчины и те опрошенные, чей доход выше прожиточного минимума (52% и 66% соответственно), данные социальные группы также склонны не предпринимать никаких действий вследствие повышения тарифов (52% мужчин и 72% обеспеченных граждан). К крайней мере – не платить за коммунальные услуги, готов прибегнуть сильный пол (68%) и лица, чей доход примерно равен или ниже прожиточного минимума (57% в целом).

Статистически значимых различий в ответах жителей трёх городов исследования не обнаружено.

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующий вывод:

1.      Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной сферы и необходимость коренных преобразований признают  большинство жителей Поморья.

2.      Каждый второй опрошенный декларирует готовность прибегнуть к участию в акциях протеста вследствие роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

С одной стороны, повод для недовольства у населения есть, поскольку тарифы растут, а качество услуг в сфере ЖКХ оставляет желать лучшего, однако чтобы выйти на улицы одного недовольства недостаточно, реализации протестной активности могут способствовать такие факторы и события, которые напрямую затрагивают социальную сферу, вызывают обострение чувства несправедливости. Однако если недовольство назреет (показатели протестной активности вырастут) – это сродни пороховой бочке, поднеси спичку в виде дополнительного социального потрясения или лидера, консолидирующего недовольное общество, результат выльется в массовых акциях протеста. 

 

Опрос жителей был проведен call-центром Центра ФОРИС по плану собственных исследований 27 июня-31 августа 2012г. Исследование проводилось методом телефонного опроса CATI. Опросом охвачено 1032 респондента (в возрасте от 18 лет и старше). Из них:

  • г.Архангельск (507 интервью),
  • г.Северодвинск (358 интервью),
  • г.Новодвинск (167 интервью),

Выборка репрезентативна по полу и возрасту старшего населения городов исследования. 

 

 

Юлия Кудрина, ведущий специалист аналитического отдела.  

 

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.