Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
17.04.2012
ЗА КОГО ПРОГОЛОСОВАЛА АСТРАХАНЬ И ЗА КОГО ТАМ ГОЛОДАЮТ?

Фонд социальных исследований (Самара) Фонд социальных исследований (Самара), Центр социологических и маркетинговых исследований "Аналитик" (Волгоград) и Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис" (Архангельск) в рамках проекта "Открытое мнение Астрахань" провели исследование сегодняшних настроений жителей этого волжского города. Основными темами стали: отношение населения к прошедшим выборам мэра, голодовке экс-кандидата и его сторонников и возможные пути выхода из создавшегося кризиса

Данное исследование было проведено по инициативе названых независимых социологических центров, которые не имеет ни коммерческих, ни исследовательских интересов в этом регионе. Проект "Открытое мнение Астрахань" осуществлен исключительно силами исследовательских компаний, без участия стороннего по отношению к ним заказчика. Все три компании-организатора входят в Ассоциацию российских социологических центров "Группа 7/89".

Полевой этап исследования осуществлен 14 апреля 2012 года силами трех колл-центров, расположенных в Самаре, Волгограде и Архангельске. Всего было опрошено 507 респондентов старше 18 лет, постоянно проживающих в Астрахани. При формировании базы телефонных номеров, предназначенных для обзвона, был использован алгоритм, апробированный в ходе проекта «Открытое Мнение»[1] в феврале 2012г.: 38% базы составили номера стационарных телефонов, 62% - номера мобильных[2]. Полученный массив был перевзвешен с учетом социально-демографических характеристик населения Астрахани согласно данным официальной статистики. Для дополнительной проверки качества собранных данных результаты проведенного опроса [3] были сопоставлены с официальными результатами выборов Президента РФ, состоявшихся в один день с выборами главы города. На первый взгляд многочисленные сомнения в легитимности выборов снижают значимость такого сравнения, тем не менее, есть основания считать такое сравнение полезным. Во-первых, если избирательными комиссиями и была проведена «коррекция» результатов, то она носила, судя по всему, ограниченный характер. Во-вторых, для нас главное определить есть ли различия между официальными данными, которые провозгласили победителем Столярова, и «самоотчетами» астраханских избирателей.

Важно наличие таких отклонений, а не их значение. Иначе говоря, если окажется, что за Олега Шеина реально проголосовало значимо больше избирателей, чем заявлено официально, безразлична степень этого отклонения, поскольку на основе опросов все равно невозможно пересмотреть результаты выборов.

Как видно из таблицы, отклонение официальных результатов президентских выборов по Астрахани от опросных не превышают 2%. Более всего, в опросе мы не "досчитались" сторонников Зюганова и, напротив, получили некоторый избыток избирателей Прохорова. Однако, в целом, повторение в полученной выборке уже состоявшегося распределения голосов налицо.

Около 15% респондентов отказались сообщить интервьюерам о том, за кого они проголосовали. Как показывают специальные исследования, отказываются отвечать на такие вопросы чаще всего избиратели, в реальности не принимавшие участия в голосовании. Таким образом, сформированная нами выборочная совокупность репрезентирует население Астрахани не только по основным социально-демографическим характеристикам, но и политическим предпочтениям.

Распределение голосов, поданных за различных кандидатов в

Президенты РФ по г.Астрахани 4.03.2012г.

(%, от числа всех избирателей)

 

 

данные ЦИК

данные опроса

разница

 

Жириновский В.В.

2,8

1,8

-1,0

Зюганов Г.А.

6,9

5,3

-1,6

Миронов С. М.

3,0

2,8

-0,2

Прохоров М. Д.

3,4

4,9

1,5

Путин В. В.

39,2

39,3

0,0

Отказ

-

15,4

 

Не голосовали

45,7

30,0

 

Первая гипотеза. Участники голосования 4 марта 2012 года на выборах главы города проголосовали за Олега Шеина.

 

Согласно данным избирательных комиссий за Михаила Столярова проголосовало около 125 тыс. горожан, или 32,4% от их общей численности.

За Олега Шеина – 62,3 тыс. человек, или 16,2%. Как свидетельствуют данные опроса, за Шеина проголосовало 26,6% астраханцев, в то время как за Столярова – 23,3%. Статистически значимая разница для выборок такого типа составляет 5%, что не позволяет обосновано утверждать, что Шеин выиграл выборы 4 марта (разница в опросных данных составила чуть более 3%). Однако, можно обоснованно утверждать, что волеизъявление горожан на выборах 4 марта значимо отличалось от официальных результатов.

Вероятно, «калькулирующее» поведение избирательных комиссий тем или иным образом корректировало волеизъявление избирателей.

При этом три из каждых четырех отказавшихся отвечать на вопрос о том, за кого они проголосовали на выборах Президента, отказались отвечать и на вопрос о том, за кого они проголосовали на выборах мэра. Как выше было указано, чаще всего, такого рода избиратели своим отказом маскируют свое неучастие в голосовании.

Распределение голосов, поданных за различных кандидатов на пост мэра г.Астрахани

4.03.2012г. (%, от числа всех избирателей)

 

данные ЦИК

данные опроса

разница

 

Викторов Г. И.

2,3

0,6

-1,7

Лебедев Д. А.

0,8

0,2

-0,6

Старовойтов А. С.

1,3

1,0

-0,3

Столяров М. Н.

32,4

23,1

-9,3

Шеин О. В.

16,2

26,6

10,5

Отказ

-

17,5

 

Не голосовали

47,0

31,0

 

Таким образом, исследование, хотя и не подтвердило первую гипотезу, но позволяет сделать вывод, что электоральный выбор астраханцев отличается от официальных результатов голосования. При этом, результаты выборов Президента по Астрахани находят подтверждение.

 

Вторая гипотеза. Большинство жителей не слышало про голодовку Шеина и не поддерживает ее.

Разумеется, всероссийская известность, визиты московских гостей, внимание телекомпаний сделали голодовку и иные протестные акции в Астрахани более, чем заметными. Даже если горожанин ничего не знал про них, он узнал, включив телевизор или зайдя в одну из социальных сетей. Каждый двадцать пятый житель города встречался хотя бы с одним из голодающих сторонников Шеина на 14 апреля, т.е. на 28-й день голодовки. Это около 17 тысяч горожан. Еще более двух третей (68%) знает достаточно о протестных акциях в городе, хотя и не принимали участие в них.

Но вот поддержка этих акций далеко не такая единодушная. Лишь треть горожан (32%) одобряет «шеинский протест». А вот примерно двое из каждых пяти (42%) астраханцев не поддерживает его. Можно предположить, что лозунги протестующих находят поддержку лишь в узкой группе политически активных граждан.

Причиной возмущений, как известно, стала уверенность в массовых фальсификациях при подведении итогов выборов. Почти двое из каждых пяти горожан (40%) в той или иной степени согласны с тем, что выборы были проведены с нарушениями. Треть жителей города (32%) полагают, что выборы прошли в большем или меньшем соответствии с законом. Иначе говоря, решающего перевеса на стороне несогласных с обнародованными результатами выборов нет, но доля не верящих в честность выборов, мягко говоря, велика. К примеру, в Самаре, в честность состоявшихся выборов Президента верят 40%, а не верят лишь 11%. Как видим, отказ жителей самого южного волжского города верить официальным результатам выборов аномальна даже для нынешнего электорального цикла.

Вероятно, по этой причине мнение относительно того, стоит ли провести перевыборы или утвердить Столярова в должности мэра разделило астраханцев почти поровну. На перевыборах настаивают не меньше (38%), чем на утверждении выдвиженца «Единой России» (36%).

Таким образом, если большинство горожан и не поддерживает голодовку Шеина и его товарищей, то в том, что касается легитимности выборов и признания полномочий Столярова жители Астрахани вполне разделяют требования и лозунги голодающих.

 

Третья гипотеза. Поддержка Шеина на выборах не означает, что жители города хотят видеть его мэром. Это было просто голосованием против власти.

Треть жителей (33%) Астрахани полагают, что деятельность Олега Шеина, будь он избран мэром, способствовала бы решению проблем, стоящих перед городом. Примерно столько же (35%) оппонируют им. Как видим, в городе у Шеина было бы достаточно сторонников, будь он градоначальником. При этом две трети (67%) из тех, кто реально проголосовал за него на выборах, считает, что он был бы хорошим мэром. И лишь каждый десятый из них (10% или примерно 3% от всех избирателей) голосовал за Шеина, несмотря на то, что думает, что тот не справился бы с обязанностями главы города. Вероятно, лишь в отношении этой, крайне немногочисленной группы горожан можно сделать предположение, что они проголосовали за Шеина лишь потому, что хотели "насолить" власти, а вовсе не потому, что хотели бы видеть данного кандидата во главе своего города.

Таким образом, третья гипотеза не подтвердилась. Представленные данные являются предварительным обзором собранной в ходе опроса информации. До конца недели инициаторы исследования планируют составить более подробный отчет. Следуя принципам и идеологии проекта «Открытое мнение» в общий доступ будут выложены полевые документы, линейные распределения ответов на вопросы и массив собранных данных.

_______________________________________________________

1 См. Sociologos.ru 20.02.2012 «Завершился опрос населения России в рамках проекта «ОТКРЫТОЕ

МНЕНИЕ»

2 Данное соотношение было зафиксировано в ходе исследований Фонда "Общественноемнение" и является довольно устойчивым.

3 Респондентам проекта «Открытое мнение Астрахань» задавался вопрос: «За кого из кандидатов на пост Президента РФ Вы голосовали на выборах 4 марта 2012г.?»

Размер текста ограничен 32 КБ

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.