Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"
О Центре Форис
11   
Наши возможности
11   
Новости
11   
11  
Проекты
11   
11
Искать
 
Новости Центра "Форис"
 
14.01.2010
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПТИМИЗМА НАСЕЛЕНИЯ

Центр "ФОРИС" публикует доклад Кудриной Юлии на научно-практической конференции "Качество жизни населения как приоритетное направление научно-исследовательской и практической деятельности в области социальных наук", состоявшейся 4-5 декабря 2009 г. в Поморском государственном университете им. М.В. Ломоносова

 

Данная статья вошла в сборник материалов конференции «Качество жизни: социокультурный аспект».

 

Индекс потребительских ожиданий — как отражение уровня социального оптимизма населения

 

Кудрина Ю.Н.

ООО «Центр Социологических и Маркетинговых

исследований ФОРИС», г. Архангельск

 

Настроения и ожидания населения имеют непосредственное влияние на формирование потребительского спроса. Измерение данных параметров позволяет делать обоснованные прогнозы динамики спроса, ведь изменения в настроениях людей за несколько месяцев указывают на возможные изменения в экономическом развитии города, региона, страны.

 

Так, располагаемые ресурсы будут направляться на потребление гораздо более интенсивно, если их обладатель будет предполагать длительный период экономического роста в стране и роста личного благополучия.

 

Оценивая экономические перспективы (свои или страны в целом) люди, «пропуская» через себя внешнюю информацию, одновременно опираются и на собственный опыт и ощущения, касающиеся изменения доходов, цен, условий занятости и пр.

 

Начиная с 2004г. Центр Форис занимается измерением индексов потребительских настроений (ИПН), которые рассчитываются на основе распределения ответов респондентов на вопросы, касающиеся текущего материального положения семей и ожиданий его изменения, перспектив развития экономики страны и ситуации на потребительском рынке.

 

Из истории вопроса

 

Впервые замеры потребительских настроений были произведены после Второй мировой войны в США для выяснения того, собирается ли население тратить сбережения, накопленные в годы войны.

 

По инициативе Джорджа Катоны из Мичиганского университета была разработана методика построения агрегатного индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index), которая с минимальными изменениями используется сейчас во многих странах мира.

 

Со временем выяснилось, что ИПН дает ответ и на более общий вопрос: об уровне и, самое главное, динамике оптимизма в отношении экономического и социального развития в целом.

 

Первые пробные попытки измерения потребительских настроений в России были предприняты в 1993г. специалистами ВЦИОМа. По инициативе С. Николаенко и М. Красильниковой базовый набор вопросов ИПН начал включаться в ежемесячные опросы, проводившиеся по всероссийской репрезентативной выборке.

 

Свидетельством признания ИПН является тот факт, что они входят практически во все списки индикаторов деловой активности в США, а курсы акций на крупнейших фондовых биржах чутко реагируют на сообщения об изменениях индексов настроений потребителей.

 

Что означает ИПО?

 

Одним из составляющих показателей потребительского настроения населения является индекс потребительских ожиданий (ИПО).

 

ИПО — показатель перспективного (прогнозируемого) социального самочувствия населения, отражающий уровень краткосрочного индивидуального и социального оптимизма, а также долгосрочного социального оптимизма населения.

 

ИПО строится как среднее арифметическое из частных индексов, представляющих собой результат ответов респондентов на три вопроса:

1. Как Вы полагаете, в ближайшие 12 месяцев Ваше (Вашей семьи) материальное положение улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас? (Краткосрочный индивидуальный оптимизм)

2. Как Вы думаете, материальное положение большинства россиян в эти 12 месяцев: улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас? (Краткосрочный социальный оптимизм)

3. Как Вы полагаете, в ближайшие 5 лет материальное положение большинства россиян в целом улучшится, ухудшится или останется прежним? (Долгосрочный социальный оптимизм)

 

Данные частные индексы строятся по следующей процедуре: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин.

 

Значения ИПО могут изменяться в пределах от 0 до 200. Индекс равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую перспективу. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание негативных оценок в обществе.

 

Динамика ИПО жителей г.Архангельска 2004-2009гг.

 

В целом при анализе обобщающих и частных показателей потребительских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение — рост пессимизма.

 

Так, начиная с 2004г. по ноябрь 2008г., в опросах жителей г.Архангельска Центр Форис фиксировал ИПО в зоне позитивных значений (показатели индекса превышали 100) [Диаграмма 1].

 

Диаграмма 1

 

Отметим лишь некоторое снижение значений индекса в январе 2005г. (во время вступления в действие закона № 122-ФЗ — компания по «монетизации льгот»), а также осенью 2007г., когда было зафиксировано значительное повышение цен на продукты питания первой необходимости. Однако в обоих случаях ожидания архангелогородцев всё же имели позитивный окрас.

 

Осенью 2008г. ИПО упал на 37 пунктов, тем самым доля негативных оценок стала превалировать над позитивными, а в марте 2009г. индекс достиг за 6 лет проведенных исследований рекордно низкого значения.

 

Безусловно, рост тревожных ожиданий является отражением экономического кризиса и его последствий для экономики России и региона.

 

Еще в сентябре 2008г. кризис воспринимался как нечто далёкое, пусть и «глобальное» и «мировое». Однако с каждым днём кризис занимал все более уверенное место в медиапространстве. По данным еженедельника «Коммерсантъ-Власть» индекс интереса всех российских СМИ к кризису (процент материалов, в которых упоминается слово «кризис» или его производные) в сентябре-ноябре 2008 года составил 9.87%[1]. Разумеется, ситуация, когда в каждом десятом материале СМИ рассказывается о кризисе, не могла быть проигнорирована населением. Так, в ноябре 2008г. ИПО составил уже 90, доля пессимистично настроенных архангелогородцев впервые превысила долю оптимистов.

 

В марте 2009г. кризис, о котором раньше большинство архангелогородцев знало только благодаря СМИ, настиг и Архангельскую область: зафиксировано ухудшение оценок личного материального положения архангелогородцев, увеличился охват населения проявлениями кризиса на рабочих местах, а также увеличилась доля тех архангелогородцев, которые ожидали еще большего ухудшения ситуации[2]. ИПО весной 2009г составил уже 78, т.е. доля пессимистов уже на 22 пункта превышала долю оптимистов.

 

Исследование, проведенное Центром Форис в октябре 2009г., показало рост оптимизма северян (ИПО составил 107,7). Согласно результатам исследования[3], сократилась доля тех, чьё материальное положение ухудшилось, ожидания архангелогородцев направлены если не на улучшения экономической ситуации, то на её стабильность. Рост оптимизма архангелогородцев, вероятно также мог быть вызван «эффектом привыкания» к кризисным условиям.

 

Рассмотрим динамику частных индикаторов, составляющих ИПО [Диаграмма 2].

 

Диаграмма 2

 

На протяжении пяти лет измерений данных показателей (до ноября 2008г.), оценки перспективы изменения собственного материального положения были более пессимистичны, нежели представления об экономике страны в целом.

 

С ноября 2008г значительные изменения коснулись в первую очередь оценок ближайшей перспективы: краткосрочный социальный и индивидуальный оптимизм «поменялись местами» (индивидуальный оптимизм архангелогородцев стал выше социального), т.е. собственные перспективы стали оцениваться выше «средних». Данное обстоятельство, скорее всего, можно объяснить тем, что благодаря освещению в СМИ последствий кризиса в регионах РФ, архангелогородцы имели возможность сравнить ситуацию с другими городами России, в которых экономические проблемы имели гораздо более тяжелые последствия, чем в Архангельске. Кроме того, население, вероятно, пересмотрело и оптимизировало свои расходы, мобилизовала собственные ресурсы в создавшихся условиях.

 

Уровень же долгосрочного социального оптимизма оказался весьма устойчивым и за все годы проведенных измерений не падал ниже отметки в 100 пунктов.

 

В период с ноября 2008 по март 2009г. преобладающим среди респондентов способом оценки будущего уровня жизни был принцип: «в ближайшем будущем мое положение будет ухудшаться, у большинства населения ситуация будет еще хуже, но через пять лет в стране все образуется».

 

Результаты исследования, проведенного в октябре текущего года, показали, что население хочет верить в то, что социальное дно кризиса достигнуто и хуже уже не будет. В сознании респондентов начинает преобладать оптимистичный подход в отношении сценарных условий развития общества как в ближайший год, так и в предстоящие 5 лет.

 

Потребительские ожидания в зависимости от принадлежности к социально-демографическим группам

 

Различные социально-демографические группы имеют склонность по-разному воспринимать ситуацию и оценивать перспективы её развития. Рассмотрим данные различия на примере исследований, проведенных Центром Форис в Архангельске в 2008-2009гг.

 

Так, мужчины и женщины по-разному оценивают перспективы развития экономической ситуации [Диаграмма 3].

 

Диаграмма 3

 

Архангелогородцы — представители сильного пола более оптимистичны в оценках предстоящих изменений в их жизни и ситуации в стране в целом, нежели представительницы слабого пола.

Потребительские ожидания жителей г.Архангельска неодинаковы и в различных возрастных группах [Диаграмма 4].

 

Диаграмма 4

 

Несмотря на то, что пожилые архангелогородцы, в отличие от остальных горожан, обеспечены стабильным доходом в виде государственных пенсий, всё же люди старшего поколения чаще проявляют настороженность в отношении прогнозов развития страны и личного благосостояния. Молодые же люди (моложе 35 лет), напротив, как в собственной жизни, так и в перспективном развитии страны чаще остальных склонны видеть светлые стороны, и потому совокупное значение ИПО в группе молодёжи значительно выше, чем среди представителей других возрастных категорий.

 

Существенные различия в динамике ИПО и его компонентов наблюдаются также и в разных группах по доходу [Диаграмма 5].

 

Диаграмма 5

 

Ожидания наиболее обеспеченных слоев населения[4] характеризуются повышенным оптимизмом, выражающимся в высоком уровне всех компонент ИПО. Напротив, пониженный уровень оптимизма и распространение пессимистичных настроений наиболее характерны для малоимущих групп[5], тем, кому средств не хватает на покупку одежды и/или продуктов питания.

 

Подводя итог, можно отметить, что измерение такого отчасти субъективного индикатора как потребительские ожидания населения, позволяет судить об уровне оптимизма жителей, а соответственно и о социальном самочувствии общества, которое в свою очередь является одним из показателей качества жизни населения.



[1] http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=1076216.

[2] По результатам второй волны исследования «Межрегиональный индекс кризисного сознания». В Архангельске опрос был проведен Центром Форис.

[3] По результатам третьей волны исследования «Межрегиональный индекс кризисного сознания». В Архангельске опрос был проведен Центром Форис.

[4] Группа наиболее обеспеченных — респонденты, чей семейный материальный достаток можно описать как «Мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования и более того».

[5] Группа наименее обеспеченных — респонденты, чей семейный материальный достаток можно описать как «Денег не хватает на покупку одежды и/или продуктов питания».

 
 
   
 

Наши партнеры

ОМА «Маркетдэйта»

Группа 7/89

Фонд 'Общественное мнение' (ФОМ)

Левада-сентр

КОМКОН

КОМКОН-Саратов

Ipsos Russia

ACNielsen

armi-marketing

Исследовательская группа ЦИРКОН

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

Консультационно-Маркетинговый Центр

Фонд социальных исследований

R&B Group: маркетинговые исследования, брендинг. R&B group предлагает услуги организации и проведении маркетинговых исследований рынка. Социологических и политических исследований


© 2000-2009, "Центр социологических и маркетинговых исследований "Форис"

Любое использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на источник ЦСиМИ ФОРИС. При использовании в Интернете обязательна гиперссылка на сайт www.foris.ru
При использовании материалов сайта не допускается изменение и сокращение данных Центра Форис.